В то же время отгрузки лома из региона на внутренний рынок падают, исключая поставки водным транспортом и автоперевозки.
Причин может быть несколько:
1. Монополизм экспортеров – коль скоро квоты ограничены по объемам, зарабатывать получается только на марже – разнице между ценой покупки и продажи;
2. Рост доли поставок на БМЗ (на графике красным) – поскольку оплата идет с задержкой, зарабатывать также приходится на марже.
3. Поставки в другие регионы сопровождаются, в том числе и дефицитом подвижного состава и квотами. В такой обстановке ценовой сговор по снижению цен «на земле» хоть и сопровождается падением сбора лома, но зато поддерживается экономика работы площадки.
Металлургам в целом выгодна ситуация профицита лома, но в то же время снижение объемов приводит к тому, что остается меньше средств на замену оборудования, поддержание ломозаготовительных участков с небольшой загрузкой, уходом сдатчиков лома в другие сферы деятельности.
Ситуацию несколько изменило бы введение новых квот на экспорт шреддированного лома. В стране в целом есть ситуация, когда шредерные мощности недозагружены и спрос на лом для переработки на шредере может существенно поддержать «в моменте» именно внутренний рынок качественных ломов и способствовать поддержанию шредерных мощностей в условиях санкций.